Совсем недавно, Государственная дума РФ создала законопроект  № 539568-6 О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Этот законопроект можно прочитать ниже:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Статья 1
Внести в часть 3 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №26, ст. 2519; 2010, № 49, ст. 6424; 2013, N 30, ст. 4078) изменение, изложив в следующей редакции: «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, совокупная рыночная стоимость которых превышает 20 000 руб., а возраст не менее 100 лет, основным или одним из основных источников информации о которых, независимо от обстоятельств их обнаружения, являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Рыночная стоимость обнаруженных предметов устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.»;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Вступившим в силу Федеральным законом № 245-ФЗ от 23 июля 2013г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» введено понятие археологического предмета. Как видно из определения, под археологическими предметам понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок. Данное определение позволяет отнести к объектам археологических предметов любые движимые вещи в т.ч. найденные в земле. А это, помимо предметов обладающих археологической ценностью, могут быть предметы с низкой рыночной стоимостью, либо вовсе не представляющей ценности для археологии (предметы бытовой утвари, личные нательные вещи, предметы периода новой или новейшей истории и т.п.). Но, несмотря на это, при обнаружении даже незначительных по стоимости предметов лицо, их нашедшее обязано передать их в пользу государства. В противном случае на него накладывается уголовная ответственность, предусмотренная ст. 243.3 УК РФ. Тем не менее, действующее в ряде стран Европы законодательство содержит механизмы «фильтрации» найденных в земле и воде находок с учетом интереса для государства. Так, например, в действующем на сегодняшний день в Великобритании «Акте о кладах» существуют критерии отбора найденной вещи, определяющие ее ценность для государства. К примеру, «ценным признается найденный объект, отличный от монеты, состоящий как минимум на 10% из драгоценного металла и которому не меньше 300 лет. А в случае если состав драгоценного металла более 10%, то должно быть найдено, по крайней мере, 2 таких объекта. Только при соблюдении таких условий начинают действовать нормы позволяющие государству претендовать на находку, включая санкции за несоблюдение этих норм. В результате вступления в силу Федерального закона № 245-ФЗ от 23 июля 2013г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», граждане могут столкнуться с механизм санкций, за обнаружение находки, не представляющей археологического интереса для государства. В результате чего, предлагается внести изменение в действующий Федеральный закон, в части определения археологических предметов, целью которого является конкретизация этого определения с учетом стоимости и возраста находки. В случае если рыночная стоимость найденной вещи не превышает 20 ООО руб., а ее возраст 100 лет, то действующее законодательство, в т.ч. в области охраны объектов культурного наследия, уголовного преследования и т.п. не будет распространяться на лицо, нашедшее данный предмет. Таким образом, принятие данного законопроекта исключит необходимость администрирования данного закона государственными и в т.ч. правоохранительными органами при обнаружении находок, не представляющих ценности для государства, а товарооборот данных находок выйдет из теневого рынка.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» » Реализация проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не повлечет за собой дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Принятие проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.

Говоря простым языком, наша власть хотела все предметы старше 100 лет оценивать. И если его стоимость превышала 20 000 рублей, то выкопанный предмет автоматически становился бы предметом археологического наследия, будь то обыкновенная монета или действительно древний артефакт. Таким образом монеты и иные обыкновенные вещи уравнялись бы с предметами археологии. Если честно, то бред сивой кобылы.

закон1

Тогда получается, что если старая бабуля будет полоть грядку у себя в огороде в деревне и найдет, скажем, серебряный петровский рубль, то она автоматом нарушила закон и нелегально выкопала предмет археологического наследия и по ней плачет тюрьма. По этому закону это равнозначно разорению кургана.

Недавно этот законопроект на заседании госдумы был отклонен. Хоть что-то сделали нормально… Видео это подтверждает:

На данный момент монеты не являются предметами археологии. Это потому что о них все известно не из результатов археологической работы, будь то например раскопки, а из документов монетных дворов.

Главное, не лезьте на охраняемые государством объекты археологического наследия и прочие памятники культуры, да закапывайте за собой ямки. И не будут на нас катить бочку. А вообще, нам, всем кладоискателям надо что-то делать с этим…