Несмотря на непрофильное образование, я, похоже, неразрывно связан с контентом. Мне нравится его создавать: фотографировать, обрабатывать снимки, писать и редактировать тексты. Даже начинаю получать удовольствие от съёмок видеороликов. Кроме того я работал в прессе штатным журналистом и до сих пор в качестве «внештатника» пишу материалы в СМИ. Если прибавить к этому мою любовь к истории, то, можно сказать, одним из ответвлений этих хобби является изучение разнообразных старинных изданий. Одно из них мы рассмотрим прямо сейчас.
На моём столе (пусть даже и виртуальном) оказалась любопытная книга «Путеводитель по реке Вятке», авторами которой являются Фокин и Решетников. Выпущена она книгоиздательством «Труженик» в городе Вятке в 1925 году, в самый разгар Новой экономической политики. К слову, «Вятка» стала «Кировом» в 1934 году, после смерти знаменитого государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.
Поскольку наши современные издания пестрят рекламой разнообразных товаров или услуг, мы заострим внимание на предложениях коммерсантов того времени. Каждый читатель может самостоятельно сравнить пиар 1925 и 2021 годов.
Уже на первых страницах путеводителя, ещё до предисловия, нас встречает реклама «Оптово-розничной хлебной торговли Ш. Г. Гисматулина». Как здесь написано, Гисматулин предлагает приобрести у него муку всех сортов. Как сказано в объявлении, поставки идут с сибирских и местных мельниц.
А вот братья Казменковы напротив, опубликовали предложение покупки крупчатки кустанайских, троицких и южных мельниц. Какой продукт был лучше? Наверняка это знали лишь покупатели тех давно ушедших лет.
В современных газетах и журналах, попадающих нам каждый день на глаза, есть немало хвалебных од всяким околомедицинским товарам. Например, очкам. Это же было в молодой Советской республике, когда ещё в обороте ходили серебряные рубли и полтинники. На улице Ленина города Вятки продавали очки и пенсне. А всем желающим, кто не мог лично посетить магазин, как сказано в рекламе, товары высылались почтой. Чем не прообраз современных покупок через интернет?
Также интересно видеть здесь уже привычные любому жителю Кирова названия улиц, сохранившихся по сей день.
Поскольку в те годы частная торговля была пока ещё разрешена, спросом пользовались штемпеля. Наверняка каждый делец желал иметь у себя подобную принадлежность для проставления собственных печатей на документах. Нужду в этом утолял, например, мастер Г. Ф. Чудинов, работавший на улице Степана Халтурина. Присмотритесь к иллюстрации. Тут изображены очень любопытные предметы, особенно печать с кабаном.
Не обойдём вниманием в этой статье и садово-огородную тематику. Антон Бенедиктович Рудобельский, известный на Вятке садовод и селекционер, создал большой сад на месте пустыря в овраге Засора. В дальнейшем этот человек выращивал разнообразные культуры и занимался продажей семян, растений и луковиц. Его объявления можно увидеть и в послереволюционных изданиях.
А Вы знали, что КАСКО − это не новое изобретение? Уже в 1925 году Вятская контора Государственного страхования в своём обширном перечне услуг предлагала застраховать корпуса речных судов. В рекламном макете это названо «КАСКО».
Конечно, и сам транспорт. Если быть точнее, то услуги «такси» тех лет. На улице Горбачёва (названа в честь первого председатель Вятского комитета РСДРП) располагалась станция ямщиков. Они, как заверяет описание, могли доставить платёжеспособного человека в любую точку Вятской губернии.
Где ямщики, там и постой! На этой же странице по соседству, в простенькой рамочке, рекламируются комнаты для приезжих. К тому же постоялый двор Лумповой находился около станции ямщиков, всего-то через дом. Удобно, однако.
Следующее, на мой взгляд интересное объявление, подали «безработные сапожники», которые, по всей видимости, очень хотят работать.
А вот это, полагаю, было неким подобием современных торговых центров, где под одной крышей покупатель мог приобрести абсолютно разный товар. Будь то обувь, мебель, игрушки, сельхозинвентарь и прочие нужные (или не очень) вещи. Неужели правду говорят, что всё новое − хорошо забытое старое?
За два рубля в год вятский пчеловод имел возможность каждый месяц в течение года получать журнал «Пчеловодство». Где-то мне на глаза даже попадалось это издание. Если будет интерес, я обязательно сделаю на него обзор. Кроме теории Н. Н. Бальхозин помогал увлечённым бортничеством людям не только словом, но и делом − торговал ульями, вощиной и принадлежностями для пасеки.
Конечно, есть в путеводителе реклама алкогольных напитков. Поскольку разными законами реклама спиртного не ограничивалась, в разнообразных изданиях мелькали предложения приобрести пиво, а то и более крепкие напитки.
Водочный завод в городе Вятке сбывал свою продукцию, привлекая покупателей большим выбором водочных изделий. Правда, крепкость была 30 градусов. Интересный момент − обещание открыть торговые точки в городах и крупных селениях губернии.
Естественно, жителям губернского города и его гостям нужно было не только утолять потребности в еде, выпивке, одежде, перемещении, проживании и т. д. Людям нужно было поддерживать свой внешний вид и соблюдать гигиену. На страницах путеводителя вошла в историю парикмахерская Целищева. Заметьте, в этом заведении предлагался весьма обширный список услуг.
А на Ленина, 71 торговали предметами санитарии и гигиены. Кроме того в продаже имелись краски, галоши и разные резиновые изделия.
И напоследок актуальная в наши дни тематика − полиграфия. Правда, тогда это, видимо, называлось просто «типографскими работами». Находилась типография в уездном городе Котельниче. У неё даже имелся номер телефона, двухзначный «27».
Листая страницы со старой рекламой, можно заметить конкуренцию. Ведь один и тот же товар предлагал далеко не один коммерсант. Взять к примеру тот же хлеб. Но вывод можно сделать один − с тех времён реклама в печатных изданиях изменилась не сильно. Технический прогресс лишь разбавил скучный текст яркими цветами и красочными иллюстрациями. Однако взгляд современного человека настолько «очерствел», что из-за обилия таких предложений редко удаётся выделить что-то отдельное.