Продолжая рассказывать об истории вятских городов и сёл, решил я вновь съездить в Архангельское, дабы подробнее окунуться в его историю. В прошлом году уже выходила публикация про восстановленный храм Вознесения Господня, а вот про само села я упомянул лишь вскользь, дав сухую и краткую информацию. В этом материале постараюсь исправить данное упущение. К тому же это место мне интересно ещё тем, что в Вознесенской церкви, скорее всего, венчались и крестились мои предки. Соседние деревни, откуда берут начало мои корни, входили в приход этого возрождённого храма.
Дела минувших лет
Как утверждают краеведы, поселение на берегу реки Буй, где сейчас стоит современное село Архангельское, возникло в 1618 году. По данным первой ревизии или подушной переписи податного населения 1722 − 1727 годов, здесь, в 13 дворах проживало 104 человека мужского пола и 12 новорожденных мальчиков. Уже в те годы населённое место именовалось селом. Вероятно, стояла церковь. На 1748 год численность мужского населения составляла 128 человек.
Припарковал машину на трассе, около белоснежного храма. Достал фотоаппарат из сумки, прикрутил к байонету «зеркалки» объектив и вышел на улицу. Вокруг тишина, ни души. Лишь только снег, мерно падая с неба, будто с еле слышимым шорохом ложится на землю. Морозная погода сменилась снежной. А через пару дней синоптики вновь прогнозируют понижение столбика термометра чуть ли не до -30 градусов.
Поправляя шапку, направляюсь на сельскую улицу. Её современная протяжённость, кстати, судя по спутниковому снимку, приблизительно 800 метров. А вот раньше она была намного длиннее − ряд тополей уходит дальше последних строений.
В глаза сразу же бросается расчищенная от снега улица и добротные ухоженные дома. Село нисколько не похоже на покинутое. Видно, что люди поддерживают чистоту и порядок.
Однако время оставило свои «рубцы» в виде широких прогалов между домами. Из-за зимы, преобразившей всё вокруг, в голове появилось импровизированное название таким пробелам − «белые пятна». Когда-то тут ровным строем стояли жилища, а теперь некоторые дома стоят словно однодворки. Даже на фото ниже кажется, будто дом стоит в чистом поле, а не в достаточно крупном селе.
В мае 1746 года выдаётся утверждённая Казанским Владыкой Лукой храмозданная грамота на строительство деревянной церкви в деревне Буй. На мой взгляд, интересен тот факт, что поселение здесь является уже деревней, не селом. Возможно, та церковь, благодаря которой в первой четверти 18 века Архангельское именовалось селом, была утрачена. Утратился и статус села. А церковь, благословение на постройку как раз было дано сей грамотой, возвращала данный тип крестьянского поселения.
Но вскоре эта церковь сгорела и в 1764 году выдается очередная грамота с благословением Казанского Архиепископа Амвросия на строительство новой Михайловской церкви. Годы шли, она ветшала. В Январе 1787 года Архиепископ Амвросий разрешает вместо ветхой деревянной церкви выстроить в селе новый каменный храм во имя Вознесения Господня с приделами в честь Архангела Михаила и Святителя Алексия Митрополита. Он был построен в том же 1787 году. Известно, что средства на возведение Вознесенской церкви жертвовала вдова титулярного советника, помещица Мавра Ивановна Балахонцева.
Из 18 века перемещаемся в 19. Согласно Списку населённых мест Вятской губернии 1859 − 1873 годов, в селе Архангельском, что стоит при речке Буй по Яранской торговой дороге, из города Уржума на Яранск, находилось 69 дворов. Всего насчитывалось 632 жителя.
Прошёл церковь и несколько домов. Но никого из местных жителей пока ещё не встретил − зима, все дома, в тепле. Под ногами скрипит снег, а я рассматриваю дома. Каждый по-своему уникален, как человек. Не найти ни одного похожего. Все отличаются окнами, крышами, обшивкой стен или заборами. Их возраст также абсолютно разный. Одни ещё помнят, как по улице ходили обутые в лапти крестьяне и проезжали телеги на деревянных колёсах. Другие же построены при советской власти, когда по вечерам, как стемнеет, окна зажигались ярким электрическим светом. Есть и вовсе относительно новые кирпичные дома с пластиковыми окнами.
К сожалению, помимо «белых пятен» встречаются развалины в прошлом крепких добротных построек. Пройдёт совсем немного времени и на их месте точно так же станет пусто. О том, что на этом месте стоял дом, напомнят лишь ямка да разросшийся куст сирени.
Чуть далее взгляд цепляет красивый каменный дом дореволюционной постройки. В первозданном виде сохранились украшающие его лепные наличники и ажурные узоры. Продолжаю убеждаться, что строители прошлого продумывали всё до мелочей, не забывая и о внешнем виде своего творения. Такие здания по праву можно назвать произведениями искусства.
Следом за ним стоит ещё один кирпичный дом, правда сохранившийся далеко не в первозданном виде. Дело в том, что в его стенах располагался сельский магазин. Заложены некоторые окна. Оставшиеся оснастили решётками от воров. Полагаю, сейчас в нём живут.
На лицевой стене здания сохранился советский звонок. Точно такие же можно до сих пор наблюдать в некоторых школах.
Держу пари, вид из окон этих домов очень красивый! Внизу, под селом несёт свои воды небольшая река Буй, за ней старица, где когда-то мы вместе с отцом и братом ловили щук. За старицей и заливными лугами − небольшой лес. Всматриваясь сквозь снежную дымку в даль, заметил тополя, возвышающиеся над елями − это покинутые деревни Старое и Новое Савкино.
Тут были Васнецовы
Мало кто знает, но свой след в истории Архангельского оставили младшие братья именитых художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Сами знаменитые на весь мир живописцы, скорее всего, данное место не посещали. А вот их менее известные родственники вели тут довольно активную деятельность. Аркадий Михайлович Васнецов, народный учитель и будущий глава города Вятки, в промежутке между 1878 и 1882 годами преподавал здесь в земском училище.
Другой брат знаменитых художников Александр Михайлович Васнецов, также народный учитель и собиратель фольклора, после 1867 года приезжал в Буйско-Архангельское, чтобы записывать песни. Позже они вошли в сборник «Песни Северо-Восточной России», изданный в 1894 году и переизданный в 1949-м.
Открыв эту самую книгу, я нашёл упоминание о селе Архангельском. Как пишет сам А. М. Васнецов, здесь он столкнулся с неординарным примером, когда «запевалой» являлся «пятидесятилетний мужик»:
Ко второму отдѣлу относятся пѣсни хороводныя, которыя исполняютсямолодежью при весеннихъ хороводахъ — съ Пасхи до Петрова дня, или, вѣрнѣе сказать, до страдной поры. (Осенью въ Уржумскомъ и Вятскомъ уѣздахъ хороводовъ не водятъ, за исключеніемъ дня мѣстнаго праздника). Въ хороводѣ участвуютъ, смотря по мѣстности и обычаю (что деревня, то обычай), или однѣ дѣвушки, или съ молодежью; въ нѣкоторыхъ же мѣстахъ принимаютъ участie и женаты елюди. Молодушки, въ первые годы замужества, играютъ наравнѣ съ дѣвушками. Запѣваломъ «хороводницей» является однаизъ дѣвушекъ, знающая пѣсни лучше другихъ. Такая хороводницане терпитъ соперничества. Привыкнувъ играть первую роль, она безъ боя не уступитъ ее явившейся соперницѣ. Не рѣдко хороводницами бываютъ молодушки и даже женатыемужики. (Село Архангельское, Урж. у, гдѣ «запѣвало» — пятидесятилѣтній мужикъ, безъ котораго у дѣвушекъ пѣсни не поются и игры неладятся). Большая часть хороводныхъ пѣсенъ поетсясъ ея изображеніемъ и выполненіемъ, смотря по содержанію пѣсни. Дѣйствующими лицами является или весь хороводъ, или нѣсколько играющихъ. Напѣвъ пѣсенътихій, плавный, съ соблюденіемъ извѣстнаго такта.
Свидетели времени
Следующий дом меня удивил. Такое ощущение, что ему лет эдак 150: окна маленькие, брёвна обветшалые. Как позже выяснилось из разговора с местными жителями, я практически угадал. Эта изба − настоящий пришелец из прошлого, ведь построена она была в 1800-х годах! Стоит также одиноко, как домик из начала статьи. Соседей старинного дома уже давно разобрали, а он на своём месте, словно бросает вызов остальным сельским избам. Возможно, он самый старый из всех сохранившихся зданий.
Постройки все убрали, а этот дом даже шевелить не стали, потому что он оштукатурен внутри, дранка вся на гвоздях. Там пилить устанешь, а тем более штукатурка, − рассказывают жители.
К сожалению, его состояние крайне плачевное: брёвна сгнили, крыша прохудилась. Этот дом − как сельский старожил. Много за свой век повидал и много знает. Жаль, правда, он не может рассказать нам свои истории. Да и век его скоро подойдёт к концу.
А улица и не думает заканчиваться. По соседству с современными жилыми домами стоит ещё одно историческое здание − большой старинный каменный дом, покинутый относительно недавно. Его стены ещё крепкие, а вот крыша уже дырявая. Внутрь попадают дождь и талая вода. Совсем скоро обрушится потолок, а влага размоет известковый раствор, скрепляющий кирпичи. Сложно поверить, что такой красивый и добротный дом оказался ненужным своим хозяевам.
По Списку населённых мест за 1905 год в Архангельском числилось 85 дворов и 464 жителя. После лихолетья революции и Гражданской войны в селе, по данным на 1926 год, в 88 хозяйствах проживало 355 человек. Несмотря на увеличение числа домовладений, наблюдается снижение численности населения. По имеющимся данным, пиковым оно было в 1891 году, о чём говорится в −Книге Вятских родов В. А. Старостина» и составляло 788 жителей.
Шли годы, людей в Архангельском становилось всё меньше и меньше. В Списке населённых пунктов Кировской области на 1 января 1950 года всё население Архангельского насчитывало 173 человека. А в ходе Всесоюзной переписи населения 1989 года удалось насчитать 43 человека наличного населения.
В 21 век, по данным Всероссийской переписи 2002 года Архангельское вошло с населением в 54 человека. Несмотря на небольшой рост, перепись населения 2010 года показала серьёзный спад числа живущих в селе людей. Их осталось всего 29 человек.
В ходе беседы местные обмолвились, что, дай Бог, сейчас здесь 23 человека есть.
По переписи тут население может и под полста человек и больше быть, кто прописан. Потому что в Чаму (соседняя деревня) ни одного жителя сейчас нет по факту. А по переписи там человек под 50 точно будет, − поделился переехавший сюда десять лет назад мужчина.
За всё время, что существует село, оно носило несколько названий: Буй, Буйско-Архангельское, Буйское, Архангельское.
Современные проблемы
Во время беседы обмолвились жители и о местных проблемах. Первая из них − это дороги.
Полдороги есть, а полдороги нет. Щебёнку привезли, так нам растолкать никак не могли даже. Сами договорились, сами привезли. Растолкайте только нам. И то, лопатой кидали. Там, до лога мы называем село, а здесь − это околоток наш, − сетуют местные жители.
Вторая проблема − газ. Он проходит лишь через половину Архангельского.
Они с газом живут, а мы на дровах. Село, должен быть газ везде. Там село с газом. А здесь как будто нет села. Газ нужен − за свой счёт, пожалуйста. У нас из-за церкви тот конец газифицировался. Там жители бесплатно провели, а мы за деньги должны, − жалуются на несправедливость собеседники.
Интересно получается. По сути, одно село негласно разделилось на две половины, ровно до лога. Действительно, газовые трубы перед домами видно, начиная от храма и заканчивая бывшим магазином. Дальше их нет. И если все блага цивилизации имеются у половины населения, то живущие после оврага их соседи должны мириться с неудобствами, в 21 веке жить ровно так же, как их предки сто лет назад. Нет здесь и магазина. Он, как почта и медпункт, остался в прошлом.
Ну а я подхожу к концу сельской улицы, да и к завершению публикации. Ровно у последнего дома разворачивался трактор, что чистил снег. Дальше − заброшенный конец и глубокий снег. О жизни людей напоминают лишь тополя да разросшиеся кустарники.
Пора разворачиваться и брать курс домой.
Получилась этакая смесь экскурса в историю и прогулки по современному селу. Можно сказать, сравнение прошлого и настоящего. Где было лучше, а где хуже − судить исключительно читателю.