Всё больше и больше убеждаюсь в том, что ни одна деталь старинного строения не делался просто так. В том числе и украшения, старательно выложенные из кирпича вятскими мастерами в начале 20 века.
Здравствуйте! Рад приветствовать Вас на страничках своего небольшого блога о старине и краеведении! Мы восстанавливаем старинный дом, который построил мой прадед ещё в дореволюционные годы. Этому делу полностью посвящены блоги «Вятский Хутор» на Ютубе и Дзене. Однако некоторые темы из работ по превращению развалин в полноценный жилой дом с духом истории я хочу вынести и на этот блог. Одна из них − декор, выложенный кирпичами на стенах исторической крестьянской постройки. И, похоже, мне удалось растолковать его смысл, заложенный предками и мастерами каменного зодчества.
Если в наши дни все эти элементы, украшающие стены и делающие дом уникальным, называются декором или отделкой, то тогда они прежде всего имели сакральное значение. Люди верили, что они сделают жизнь благополучной, более безопасной. Это своего рода обереги.
Наличники
Не находите ли связь между словами «окно» и «око»? Действительно, как раз именно окна и называют глазами дома. А наличник − это их непременный атрибут. Даже в каменном зодчестве, наряду с деревянным, все символические элементы также использовались. Здесь они тщательно выкладывались из кирпича или воплощались в опоке, гипсе.
У нашего дома прежде всего выделяются навершия наличников, напоминающие повторяющийся орнамент, зигзаг или треугольники. В зодчестве, как мне удалось узнать после прочтения нескольких статей, эта деталь имела связь с небесным миром и в повторяющемся сюжете как раз показывала образ небесного свода.
Колонны
С боков фасада, а также на восточной стене мастера выложили из кирпича рельефные подобия колонн. Они, как и наличники, тоже несут немаловажную смысловую нагрузку, изображая мировое дерево − очень важный символ в славянской мифологии. Его корни символизируют подземный мир, преисподнюю. Крона − небеса, мир богов. Ствол же соотносится с миром людей. Видимо, не с проста вертикальные полукруглые «стволы» разделены на три части. Кроме того мировое дерево отождествлялось и с родовым деревом.
Солнца
Некоторым подтверждением вышесказанного может служить то, что колонны-древа на своей вершине держат изображения солнца. Полагаю, их можно толковать и как крону древа, и как символ восхода, захода или просто солнца. Согласно поверьям, он притягивал в дом солнечную энергию, необходимую для людей, животных и растений.
Наши предки вкладывали в архитектуру не только практический, но и метафизический смысл, используя в строительстве сакральные символы из дохристианских времён. Наверняка они помогали в труде, приумножали жизненные силы. И, конечно же, радовали глаз не только домочадцев, но и всех жителей деревни.