Покупка бывшего в употреблении, но вполне работоспособного и не утратившего товарного вида металлоискателя − отличный способ сэкономить деньги. Например, если не охота тратить большую сумму при покупке своего первого металлодетектора, чтобы попробовать приборный поиск. Или при переходе на более продвинутый МД, когда не хватает средств на покупку определённого прибора с прилавка, ещё не бывавшего в полях.

Когда я продал Аську Евро, то сразу искал бывшую в употреблении Тёрку. И вскоре мне подвернулся очень хороший вариант − Minelab X-Terra 705 по очень вкусной цене во вполне неплохом состоянии. Только штанги были потёрты. Ведь металлоискатель часто катался на поиски и радовал своего бывшего хозяина интересными находочками, в том числе портретным серебром и крупными медными пятаками.

И вот, поднимаясь на ступеньку выше в кладоискательстве и переходя на более новый и продвинутый Minelab Equinox, я выставил Тёрку на «Авито». Через пару дней её забрали и ещё спустя день-два она уже радовала находками своего нового владельца. Поэтому смело могу сказать, что при покупке б/у металлоискателя нет ничего страшного. Однако при выборе и приобретении такого аппарата следует обратить внимание на некоторые нюансы.

Катушка металлоискателя

Поисковый датчик любого металлодетектора − важнейший компонент, без которого невозможно обнаружение металла. Вообще, это довольно хрупкое устройство. Да, это именно устройство, поскольку в современных металлоискателях кроме обмоток медной проволоки, корпуса и заливки присутствует ещё и электронная плата, связывающая блок металлоискателя с приёмной и передающей катушкой. А в катушке XP Deus, по сути, встроен полноценный блок всего металлоискателя. Ну и стоят поисковые датчики очень недёшево. И если окажется, что деталь с дефектом, придётся серьёзно раскошелиться на новую. Так что нужно проверить в катушке:

  • Корпус. Он должен быть ровным, без трещин и сколов;
  • Заливка. Также не должно присутствовать сколов, трещин и глубоких царапин. Сквозь эти повреждения внутрь попадает влага, вызывая ложные срабатывания и нестабильную работу металлоискателя. Очень хорошо, если катушка использовалась с защитой. Тогда вероятность повреждения датчика резко снижается.

  • Провод и гермоввод. Он не должен быть пережат, надломлен. Обратите внимание на состояние изоляции. Если имеются порезы, надломы, замотанные изолентой участки, то от покупки лучше отказаться. Наиболее часто провод повреждается около ввода в катушку. А он сам пропускает влагу внутрь. Ещё одно слабое место − это штекер.

  • Уши. Если они ломались и ремонтировались, то не критично. Будет лишний повод поторговаться с продавцом. Лишь бы на нижней штанге прибора, где соединяется катушка, имелись резиновые уплотнители.

Блок металлоискателя

От катушки переходим к блоку металлоискателя − той самой части, которая обрабатывает сигналы и оповещает поисковика об обнаружении металла. Внутри него содержится довольно сложная электронная схема. Её неисправность также вылетит покупателю «в копеечку». Здесь тщательно осматриваем следующее:

  • Внешний вид.  необходимо, чтобы блок управления металлоискателя выглядел презентабельно: не имел трещин, оплавлений, следов удара. Кнопки должны быть целыми и без повреждений.
  • Влага. Если металлоискатель не обладает возможностью погружения в воду, то имеется риск того, что он был залит водой. Влага в блок МД могла попасть вполне банально − при поисках во время дождя. Или металлоискатель нечаянно падал в водоём. Поэтому внимательно осматриваем аппарат на предмет высохших подтёков или конденсата. Порой он появляется с обратной стороны дисплея прибора.
  • Питание. В случае, если металлоискатель не оснащён встроенным аккумулятором, обратите внимание на контактные площадки и пружинки в батарейном отсеке. Тут не имеет место коррозия, любой налёт и подтёки от некачественных элементов питания. Они, в свою очередь, могли попасть на электронную плату и разъесть контактные дорожки.
  • Экран. Дисплей − немаловажная деталь любого металлоискателя. Если он имеет дефекты, битые пиксели или частично не отображает информацию, стоит попрощаться с продавцом. Ведь прибор как-то нужно будет настраивать, да и интересно следить за индексом проводимости обнаруженных в земле предметов.

  • Работа прибора. Прогуляйтесь по меню, попробуйте отрегулировать чувствительность, уровень звука, яркость дисплея. Попробуйте поводить перед катушкой различными металлическими предметами. Отклик должен соответствовать типу металла. Металлоискатель, кстати, должен реагировать на нажатие каждой кнопки. При их нажатии исправный блок послушно переходит между настройками и выставляет нужные параметры, не отключаясь или не перескакивая хаотично по меню. В условиях города или квартиры всё же бесполезно проверять металлоискатель на стабильность. Тут мешают электромагнитные поля и окружающий металл.

Плата «Аськи». Без подтёков и повреждений. Только пыль.

Штанга металлоискателя

Если катушка и блок б/у металлоискателя оказались в хорошем состоянии, но штанга не выглядит так, как в магазине, то, на мой взгляд, это не повод отказываться от покупки. Всё-таки эта деталь является второстепенной в работе прибора и влияет лишь только на удобство пользования МД. В процессе работы царапается и сходит краска штанг, изнашиваются цанговые зажимы. Последние, кстати, можно без труда найти в магазинах и поменять. У меня на X-Terra они были изношены и практически не избавляли штангу от люфтов. Однако я смирился с этим недостатком и наслаждался поисками.

Ещё одна деталь, подверженная поломке − подлокотник. По-моему, в современном мире он уже стал расходником. При поломке кто-то меняет его на новый, а кто-то чинит. Я на Ace Euro отремонтировал его при помощи отрезка пластиковой канализационной трубы. И на Тёрке он тоже был после ремонта. На количество находок эти недостатки не повлияли. Наоборот, они могут стать поводом сторговать сотню-другую рублей.