Всем привет! Ну вот, наконец и закончилась практика и я снова могу заняться этим блогом. Ну и конечно же, надо написать о том, что я делал на практике и в каких местах бывал. Поехали!

Зимний маршрутный учет (ЗМУ) — это учет численности охотничьих животных и птиц по следам и по визуальным встречам на маршрутах, проложенных по территории леса, поля или болота. Далее заполняются ведомости и передаются в область. Ну а там идут выше и выше, вычисляется по формулам и методикам итоговая численность животных. Именно прохождением маршрутов и подсчетом следов я и занимался. Такая у нас в академии была практика.

Началось все утром, нас собрали и посадили на автобус. Как нам сказали, довезут сразу до базы и дорога, по которой к ней мы поедем, расчищена. Но на подъезде к месту, уже за Зуевкой мы узнали, что дорога там после недавних снегопадов не расчищена. Мы ехали дальше.

Вот и Фаленки, где мы пронеслись по заснеженным предобеденным улицам, проехали под железнодорожным мостом с поездом направились на выезд. Впереди мост через реку Чепцу. Недалеко от моста реку оккупировали любители подледной рыбалки и усердно кого-то ловили 🙂 , терпеливо выжидая свою добычу.

После моста и еще нескольких километров дороги мы свернули на старый Екатериненский или как он называется по другому Сибирский тракт. По нему мы въехали в село Низево. Ну там и встали. Ибо перед нами и явилась та нерасчищенная дорога, по которой автобус не смог проехать. Чтож, лыжи на плечи и пешком по колее уаза, на котором уехала вторая половина нашего курса, попутно забрав с собой все рюкзаки с вещами да продуктами.

Мы шли, шли и шли, таща за собой лыжи, так как можно было без особого труда идти пешком. Погода была морозная и ясная. Начинался закат. А мы шли по старинному колодному тракту, взирая на красоту окружающей нас зимней природы.

Сгущались сумерки. Уаз застрял, помогли им выбраться из снежного плена, но им пришлось вернуться и поехать по другой дороге. Но колея уже кончалась и пред нами выстлался лишь снегоходный след. Приехал с базы начальник хозяйства на ямахе, дал указания как что и куда ехать и умчал в даль. Что делать? Вставать на лыжи и идти вперед по буранице. Так мы и сделали. Опустились сумерки и стало быстро темнеть. А мы все шли и шли, тоесть уже ехали на лыжах. Благо, был фонарик и уже видя путь, мы преодолевали расстояние дальше.

Вскоре подъехал снегоход с веревкой, державшись за которую ехал народ на лыжах. Ну и я тоже прицепился и мы двинули. Ехать на веревке на лыжах — занятие не из простых! Но какая-то доля адреналина в этом есть 🙂 . Но упав раза 3 всей кучей, я все же предпочел идти дальше своим ходом.

Лес, темно. Вокруг никого. Я иду по старому тракту. Без фонаря и спичек. Все это в рюкзаке в машине. На улице мороз, в лесу дикие звери, но, наверняка уже пуганные транспортом, который ездит по тракту. Что же делать? Конечно же идти вперед!

Сзади послышался звук мотора, уже виден свет фар. Подъехал снегоход с нашими. Я загрузился в него. Так мы и доехали до базы.

Приехав, сразу перекусили и подождав уаз с оставшимся народом и вещами, мы начали собрание, на котором распределили звенья и маршруты, которые мы будем проходить. Там же раздали карты, ведомости для заполнения и GPS навигаторы Garmin Etrex 20. В них мы писали трек и ставили путевые точки начала, конца и поворотов.

Настал новый день. Нас должны развозить по своим местам. Кому-то выпало остаться на базе и ходить на маршруты, не далекие от ней. Кому-то требовалось ехать к охотничьим избушкам и ночевать в них неделю, ежедневно проходя маршрут и регистрируя следы животных.

А нашему звену повезло больше всех. мало того, что наши два маршрута находились дальше всех от базы, жить нам предстояли в селе Низево. Да-да! В том самом селе, из которого мы вышли. Еслиб знали, там бы и остались…

Подождав задержавшегося где-то начальника, мы наконец таки загрузились и двинули в путь. По той же самой дороге.  Только ехали уже днем и можно было уже видеть развалины заброшенных деревень, располагавшихся на тракте, а между ними остатки и доживающие свой век древние екатерининские березы, высаженные вдоль тракта по приказу Екатерины 2 во время ее правления.

Вот мы и приехали. Для проживания нам дали деревенский дом с электричеством и печкой. И там даже ловил интернет! Но с перебоями 😥 . Но времени особо-то и не было в интернетах рассиживаться. мы приехали работать.

Далее с начальником охотхозяйства я проехал по маршрутам, отметил начала, концы и повороты. Нам досталось 2 маршрута. Оба длиной примерно в 8-9 километров. И между ними, тоесть между концом первого и началом второго был промежуток в полтора километра. Ну и из домика нам приходилось идти 2 километра по сибирскому тракту до начала первого маршрута и от конца второго 1 км до домика.

Кстати, забыл немного рассказать о селе Низево. Трактовое поселение. Недалеко от нашего дома стояла церковь, точнее ее развалины. Но судя по размерам и найденных рисунках в интернете, строение было большим. Также тут находилась большая школа и детский сад. Правда и то и другое закрыты. Работает медпункт и два магазина: райпо и частный. Как мы позже узнали, людей моложе 50 лет там не живет.

Начался новый день. Нам нужно было делать затирку перед учетным днем. Выдвинулись в путь все втроем. Выйдя из села, нас догнал лесовозный Урал. Недолго думая, мы поймали его и попросились на борт. Нас подвезли. Доехав до начала маршрута, мы скинули лыжи и скинулись с него в снег сами. Включили навигатор, поставили точку и двинулись дальше затирать следы. В чем же состоит затирка? Секретов тут нет: ломаешь ветку и ей заметаешь следы животных, пересекавших учетный маршрут.

Конец нашего маршрута находился в заброшенной деревне. Некогда огромное поселение: по спутниковым снимкам длина улицы составляет 1,5 км. Плюс сохранились некоторые дома. Как раз напротив одного из домов и стоит точка конца нашего учетного маршрута.

Далее мы уходим в сторону и идем по просеке в молодом березовом лесу. Это старые поля, которые несколько десятков лет назад пахались жителями этой и соседних деревень. Они уже затянулись плотным лесом. Второй маршрут тоже проходит через несколько урочищ, как раз по старинной дороге, выходящей на тракт возле села.

Но выходя к селу, мы заплутали слегка, так как заведующий не до конца показал маршрут. Где он кончается мы знали четко. а куда выходить мы точного направления не знали. Но по карте генштаба, что была у меня в телефоне, мы нашли выход, а уже в последующие дни накатали прямую лыжню. И даже войдя в почти ночное село, окутанное тьмой, мы не знали куда идти. Постучались в первый дом, а там нас послали в известное направление на три буквы. Во втором доме никто не открыл. А уже в третьем попался нормальный мужик. С ним мы разговорились, посидели у него дома, погрелись. Потом он нам показал дорогу к домику.

В этом селе нам известно было только направление магазина. От него бы мы уже сориентировались. Но на деле поселение оказалось большим, что мы и в нем малость заплутали. Ну а позже с местным, который нам помог, кстати звать его Виктор, в дальнейшем мы продолжили общение, помогали друг другу. Нам он очень помог, одолжив паяльник для починки налобного фонаря. Мы ему давали тушенку и некоторые продукты.

Как нам рассказал Виктор, он сам и половина населения села зарабатывает себе на жизнь случайными заработками. Также разговорились мы про поиски. Мне были поведаны некоторые местные легенды, ну и я в ответ рассказал, как можно искать монетки без металлоискателя.

На следующий день начались учеты. Мы проходили эти же самые маршруты, но уже регистрируя в тетради на нарисованной карте следы животных, пересекавших маршрут. Были зайцы, лисы, лоси. Перед нами взлетали из снега и с деревьев глухари и тетерева. Все это мы заносили на карту.

Опасные животные тоже имеются. Рядом обнаружили переходы волков. А с базы рассказали, что волки даже тропили учетчика по его лыжне! В последний день учетов и мы в заброшенной деревне нашли следы волков, которые шли вдоль заячьих. Водятся там и рыси. На некоторых маршрутах находили и следы этих крупных кошек. Рыси — хитрые твари. Могут незаметно напасть на человека даже с дерева!

Пройдя по лесу с десяток километров, конечно же хочется пить и есть. Нас спасал от жажды термос со сладким чаем и от голода банки тушёнки, разогретая на костре. Ну мы и афоризм придумали: «В лесу чая много не бывает». Не важно, сколь литров чая возьмешь с собой, но домой ты принесешь уже пустой термос. Это факт.

Пройдя все свои 20 км, придя в хату, мы первым делом отдыхаем, ужинаем и начинаем заполнять ведомости, перенося все обнаруженные следы с тетради на карту, отмечая погодные условия и множество других данных.

Мы делали так: один остается дежурить в доме, а двое идут на маршруты. Но и в хате бездействоватьн не приходилось. Натопить печь, натаскать дров и воды, приготовить ужин на всех, прибраться, помыть посуду. Такие действия приходилось выполнять. Проснувшись утром, сразу ставим чайник, завариваем чай, завариваем лапшу быстрого приготовления, заливаем термосы и в путь.

После проведения всех учетов, начальник хозяйства приехал за нами. Далее мы сразу отправились отчитываться по ведомостям и перекинуть треки с точками из навигатора в ноутбук. И в тот же вечер нас отпустили домой.

Вышли в 12 часов ночи, перекусив перед выходом. Нам предстоял последний марш бросок на жд станцию на четырехчасовую утреннюю электричку. Путь 12 километров на лыжах с рюкзаками, но и его мы с легкостью преодолели, залезли в электричку и уже в 7 часов утра приехали в Киров. На этом наша практика закончилась.

В целом, нам все понравилось, ну почти все, за исключением нескольких организационных моменетов. Если вы любите природу и приключения, то поступайте на кировский охотфак!