Совершенно спонтанно пришла идея съездить в гости к товарищу, живущему в старинном селе под названием Вожгалы. Этот населённый пункт, входящий в состав Кумёнского района, связан с именем великого русского певца Фёдора Шаляпина. Очень возможно, его истории я посвящу цикл публикаций.
Хоть это место очень древнее и красивое, начну, пожалуй, с того, что меня удивило и впечатлило − образцу старой сельскохозяйственной техники. По причине научно-технического прогресса такое чудо из прошлого сейчас вряд ли где-то увидишь. Особенно в Вятской глубинке.
Прогуливаясь по улицам Вожгал, мы вместе с товарищем дошли до Музея истории колхоза «Красный Октябрь». Это хозяйство было основано в 1924 году Петром Алексеевичем Прозоровым. Начиная путь от сельскохозяйственного товарищества, предприятие с честью перенесло трудные годы войны и перестройки, функционируя и в наши дни. За годы своего существования «Красный Октябрь» воспитал 19 героев социалистического труда.
К сожалению, попасть в музей в тот день не удалось. Поэтому подробную историю организации колхоза и побед на сельскохозяйственном поприще мы узнаем как-нибудь в другой раз. Зато на территории, на высоком постаменте стоит старый трактор − настоящий свидетель становления колхоза.
Подойдя поближе, можно заметить, что он здесь не просто так. Это самый настоящий памятник, установленный в честь первых коммунаров колхоза «Красный Октябрь». Об этом гласит металлическая табличка с красивой гравировкой.
Вблизи, на корпусе трактора можно причитать его название. Это «Универсал», созданный по образу и подобию американского трактора «Фармолл». Производился он, как рассказывает «Википедия, с 1934 по 1940 годы на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде и с 1944 по 1955 годы на Владимирском тракторном заводе. Именно этот экземпляр, кстати, собран во Владимире, о чём говорит овальное клеймо «ВТЗ» на рулевом механизме.
Стальной «конь» обладает массой в 2,1 тонны. Керосиновый двигатель развивает мощность в 22 лошадиные силы. По тем временам, на самом деле, это было достаточно, чтобы в короткие сроки обрабатывать поля. К тому же это было в разы быстрее и легче, чем вручную или с привлечением конной тяги.
Трансмиссия трактора «Универсал» имеет 3 передачи для движения вперёд и одну − назад. Данный аппарат развивал скорость до 8 с небольшим км/ч.
К сожалению, «родные» задние колёса, выполненные целиком из металла с прикручивающимися к ним стальными шипами, не сохранились. На их месте установлены более поздние колёса с резиновыми сельхозшинами. Как мне рассказал спутник-«экскурсовод», проживший всю жизнь в этом селе, трактор представляет собой «сборную солянку».
Рабочее место тракториста не блещет удобством и комфортом. Это сейчас мы ездим в автомобилях с мягкими сиденьями, многочисленными регулировками и, конечно же, в закрытом салоне. Трактористы 1930-1950-х годов работали буквально под открытым небом, сидя на стальном сидении.
Действительно, управлять и, самое главное, трудиться долгими часами в полях на такой технике было крайне нелегко. В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины-колхозники ушли на фронт, наедине с такими тракторами остались женщины. Они справились, укротили железных «коней» и смогли прокормить себя и солдат, защищавших свою Родину.
Этот трактор − не только памятник первым коммунарам колхоза. Это свидетельство нашей богатой и трудной истории. Не следует забывать об этом.