Всем привет. Так как сейчас сезон копа закончен, приходится писать воспоминания о теплых днях без снега, или о теории копа для новичков. Так вот. Решил я открыть новую рубрику, где буду писать о посещенных мной заброшенных местах, их исторический справке. Буду публиковать как свои фото, так и исторические, с первозданным видом объекта или места. Поехали!

Первым делом захотел написать про заброшенную церковь села Атары, где мы не так давно побывали. Но начнем с истории. Первая деревянная церковь была построена Кукарским Покровским Монастырем в 1687 году во имя Нерукотворного образа Спасителя. Располагалась она на самом берегу реки Вятки. Основная часть прихода же располагалась на противоположном берегу Вятки.

Село Атары на ПГМ

В 1731 году из-за ветхости старой церкви, по просьбе священнослужителей было дано разрешение на постройку новой деревянной холодной церкви. Ее освятили в 1734 году. В 1740 году епископ Казанский, преосвященный Лука удовлетворил просьбы прихожан и дал благословение на строительство новой теплой церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. По описаниям мест за 1775 год, в селе числится 2 деревянные церкви и 188 дворов в приходе. К 1793 году и Введенская церковь пришла в ветхость.

Дореволюционное фото села Атары

С началом нового века, 7 марта 1800 года была дана храмозданная грамота на строительство в селе Атары нового каменного храма, вместо ветхой деревянной церкви. И вот, в 1809 году храм был построен, но уже на горе. Ближе к храму, повыше, перебралось и само село из-за того, что весенние воды слишком близко подходили к домам. Ниже текст той самой храмозданной грамоты.

Грамота Преосвященнаго Амвросія на построеніе въ с. Атарахъ, Уржумск. у., вмѣсто ветхой деревян. Спасской церкви, вновь каменнаго храма во имя Нерукотвореннаго Спасова образа съ придѣлами въ честь входа во храмъ Пресвятой Богородицы и Св. Равноапостол. князя Владиміра. 1800 г. 7 Марта.

Божіею малостію

По благодати, дару и власти всесвятаго и живоначальнаго Духа, даннѣй намъ отъ самаго великаго архіерея Господа нашего Іисуса Христа чрезъ святыя и священныя Его апостолы і ихъ намѣстники и преемники. Слушавь мы поданное къ намъ сего Марта 1 дня Уржумской округи, села Атаръ, Спаской церкви отъ выборного изъ приходскихъ тоя церкви людей крестьянина Іосифа Мансуровыхъ прошеніе о построеніи во ономъ селѣ вмѣсто обветшавшей деревянной Спаса Нерукотвореннаго образа церкви въ прежнее проименованіе съ придѣлами 1-мъ по правую сторону входъ во храмъ Пресвятыя Богородицы, 2-мъ по лѣвую сторону Святаго равноапостола великаго князя Владиміра, нареченного во святомъ крещеніи Василія. Благословили оную церковь съ придѣломъ въ означенныя проименованія по утвержденному нами плану и фасаду строить на востокъ и по построеніи убрать святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпіемъ такъ, какъ святыя правила и церковныя уставы повелеваютъ, святыи ж престолы уготовить по указу Святѣйшаго Правителствующаго синода 734 года сентября 13 дня, в вышину аршина шести вершковъ и со дскою, в длину аршина осми вершковъ, в ширину аршина четырехъ вершковь. И когда та церковь съ придѣломъ всѣмъ принадлежащимъ строеніемъ и украшеніемъ въ совершенство приведена будетъ, тогда о освященіи оныхъ просить насъ особымъ доношеніемъ. Дана сія храмозданная граммата съ приложеніемъ нашей архіерейской печати въ богоспасаемомъ градѣ Вяткѣ при нашемъ архіерейскомъ домѣ. Марта 7 дня 1800 года.

Подлинная подписана тако: Смиренный Амвросій Епископъ Вятскій и Слободскій.

Фотография из «Известия императорской археологической комиссии.» 1913. Выпуск №48. с. 111

Далее предлагаю прочитать описание храма за 1872 год. Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24.

Спасская въ селѣ Атарахъ.

Построена въ 1809 году, каменная. Престоловъ три: въ холодномъ храмѣ въ честь Нерукотвореннаго Образа Спасителя, въ тепломъ въ честь Введенія во храмъ Пресв. Борогодицы и во имя Св. Равноапостольнаго Князя Владиміра.

При церкви состоятъ два священника и два дьячка. У всѣхъ имѣются собственные дома. Причтъ пользуется 2 дес. 210 саж. усадебной земли, а 33 дес. пахатной церковной земли находятся во владѣніи прихожанъ, за что причтъ получаетъ отъ нихъ мѣрную ругу.

Въ приходѣ 40 селеній, разстояніемъ отъ церкви не далѣе 8 в.; прихожанъ 2415 м. п. и 2741 ж.

Село Атары отъ г. Вятки въ 150 в. Ближайшія села: Ситьма и Мокино въ 10 в. и Ишлыкъ въ 12 в.

Ну и есть у меня такая книжка за 1912 год. С описанием церквей Вятской епархии. Довольно интересное чтиво.

В нем тоже имеется описание Спасского храма:

В 1910 году в приходе состояло 39 селений с русским населением в 5176 человек. Приход был бедный и беспокойный, так как много человек занималось разбойным промыслом.

Церковные ценности, коих было немало, а именно:

позолоченный животворящий крест столярной работы; серебряный вызолоченный крест с финифтяным распятием; серебряная позолоченная дарохранительница; 18 висячих медных посеребряных лампад на цепях; Евангелие напрестольное в листах, в серебряном окладе 84 пробы, позолоченное, с изображением на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов и с изображением Благовещения на нижней доске; Евангелие напрестольное в листах, верхняя доска и корешок в серебряном окладе 84 пробы, нижняя доска в бархате с 5 серебряными клеймами; вся богослужебная утварь из серебра вызолоченная.

были изъяты 9 марта 1922 года.

Сама же церковь проработала до 2 августа 1939 года. Она была закрыта постановлением президиума Кировского Облисполкома за номером 1384 обманным путем. На собраниях колхозников составляли списки присутствующих и прикладывали их к поддельным документам, где говорилось, что все колхозники единогласно отказались от церкви, при том, что на собраниях решались совершенно другие вопросы.

Ученики школы на фоне закрытой церкви

После закрытия, помещение церкви было передано для использования под культурные мероприятия. А именно, там располагалась школа. Но пробыла там она недолго. С 1940 года в церковь стала использоваться как зернохранилище. Со временем, была разрушена красивая ограда, упали кресты. А к 1949 году здание стало требовать ремонта. Через пару десятков лет не стало и самого села.

Ныне заброшенный храм располагается среди заросших лесом полей. Когда-то тут вовсю обрабатывались земли. Теперь же шумят сосны да ели.

Заброшенная церковь как раз находится по дороге к основной части села и спуску к реке. Она встречает путников своим безмолвием. Если по дороге не повернуть голову вправо, то ее вовсе можно не заметить среди зарослей, которые, буквально, окутали строение.

Мы приехали сюда искать местоположение старого села, чтобы покопать монетки. Но заброшенную каменную церковь мы не оставили без внимания. Зашли внутрь, осмотрели помещения. Состояние церкви плачевное. Совсем скоро не станет еще одного памятника истории, который был построен до революции и служил людям во благо.

Кладбище раскопано мародерами. Настенная роспись местами утрачена вследствие времени, а часть безжалостно соскоблена со стен. Проехать сюда довольно проблематично. Дорога вся в колеях и пролегает через лес, где влага сохнет очень долго. А местами есть выходы грунтовых вод на поверхность. Уж тут на легковых машинах и не проехать. Мы на Шевроле Ниве и то проехали с трудом.

Но не смотря на это, народ сюда ездит, так как тут располагается уникальное место — Атарская лука с «поющими» песками.

Очень жаль, что некогда жилое и обитаемое место ныне абсолютно покинуто. Лишь животные, да птицы хозяйничают теперь на этих местах, где когда-то еще не так давно стояли дома, жили и работали люди. Такая картина наблюдается в большинстве деревень и сел нашей страны. Они попросту умирают.

Так выглядит церковь на спутниковом снимке

На этом я закончу данную статью. Надеюсь, вам понравилось небольшое погружение в историю и современное путешествие к церкви села Атары. Понимаю, фоток мало. Но этот косяк будет исправлен!