Всех приветствую на своём блоге, посвящённому путешествию, истории и кладоискательству! В последние деньки отпуска, когда погода стояла по-настоящему летней, а о наступившей осени напоминала лишь пожелтевшая листва, я сел в машину и отправился к одному достаточно интересному объекту − заброшенному аэропорту города Уржума.

В данной публикации буду использовать как свежие снимки со своего старого «Кэнона», так и фотографии, сделанные телефоном Nokia 6120 Classic в 2012 году, когда мы с одноклассником скатались до этого местечка на велосипедах и впервые его исследовали. Также вставлю и несколько сканов фотокарточек из прошлого, которые мне с трудом удалось разыскать на бескрайних просторах всемирной паутины.

Думаю, стоит начать повествование о том, что такое малая авиация, а если быть точнее − местные воздушные линии. Ныне практические забытые населением страны и неизвестные молодому поколению региональные авиалинии связывали областные центры с центрами районов, а также с другими регионами. Там, где нельзя было проложить дороги, авиасообщение являлось единственным способом попасть в отдалённые населённые пункты или доставить туда продукты. Данная сеть, будучи хорошо развитой, существовала во всех регионах СССР и занималась не только перевозкой пассажиров, грузов или почты. На аэропортах малой авиации базировались самолёты, происходила их заправка. Являясь элементами крупной системы, районные и поселковые воздушные гавани обменивались друг с другом радиограммами и телеграммами. А экипажи воздушных судов получали метеорологические сведения.

Вид на аэропорт города Уржума со спутника

О том, что воздушное сообщение было хорошо развито даже в нашей вятской глубинке, рассказала моя бабушка Нина Шиляева:

Мы жили в Самарканде. Домой всегда мы летали на самолёте. До Свердловска летим самолётом из Самарканда. Затем со Свердловска летим до Кирова. И снова в Кирове садимся и летим до Уржума.

На региональных линиях тогда работали знаменитый Ан-2, прозванные в народе «кукурузниками».  Спектр их задач был крайне широк. Эти самолёты и возили пассажиров, и опрыскивали сельскохозяйственные угодья, и тушили пожары, и проводили аэрофотосъемку, и делали много разной другой работы. Бабушка немного рассказала и об этих тружениках.

1968 год, пассажиры ждут посадки в самолёт. Место действия − аэропорт города Уржума. Источник: aviaforum.ru

Конечно, это уже не тот самолёт, какими мы летели. Иногда бывало очень страшно, когда проваливаешься в какую-то яму. Аж всё внутри «отрывается». У меня ещё была дочка небольшая, мы с ней ездили. И так почти каждый год мы летали на самолётах в Уржумский район. 45 минут длился полёт от Кирова до Уржума. По бокам, значит, были скамеечки. Очень страшно было, когда проваливаешься, а потом выныриваешь и опять летишь. − вспоминает бабушка.

С началом 1990-х годов, когда всё начало идти под откос, число рейсов и объёмы грузоперевозок, осуществляемых местными воздушными линиями, сократились в десятки раз. Причиной этого послужили низкий спрос населения и высокие тарифы на перелёты. Именно поэтому в каждой области и крае, как немые свидетели прошлых успехов, поодаль от городов и посёлков до наших дней дошли взлетно-посадочные полосы и здания аэропортов разной степени разрушенности. Увы, малая авиация в новых условиях рыночной экономики не выдержала конкуренции и почти умерла.

И так, здание аэропорта находится на расстоянии 2,5 километров от поворота с улицы Яранский тракт, на возвышенности. Даже повернув на дорогу, ведущую к объекту, видно, как она уходит вверх.

По обеим сторонам некогда оживлённой трассы раскинулись запущенные и зарастающие лесом ягодные угодья плодосовхоза − цель идущих с вёдрами и мешками жителей города, решивших потратить остаток тёплого и солнечного дня на сбор черноплодной рябины.

 

Дорога из аэропорта в Уржум, 1970-е годы. Источник: aviaforum.ru

Поскольку направление невостребованное, никого не заботит состояние дорожного покрытия. Асфальт, вероятно ещё уложенный в советские годы, пришёл в негодность и местами обнажились большие ямы. Но, несмотря на это, преодолеть сей путь можно не только на ниве, но и на низенькой иномарке.

Изрядно поиграв в «змейку», вскоре оказался на асфальтовой площадке. Передо мной возникли кучи мусора и огненно-жёлтые заросли, в которых, будто прячась от гостей, притаилось деревянное здание аэропорта. Кстати, на некоторых иллюстрациях работает слайдер из двух снимков: современного и восьмилетней давности. Таким образом вы можете сравнить, как приходит в упадок это наследие советской эпохи.

Когда-то стояла ещё небольшая постройка из красного кирпича, но до 2020 года она не дожила. Скорее всего, она стала жертвой некоторых предприимчивых граждан, разобравших её на стройматериалы. И сейчас она вполне может быть замурована в фундамент какого-нибудь коттеджа неподалёку.

Да, глядя на снимки ещё удивляешься, как же там было чисто! Сейчас же творится стихийная свалка! Что в головах у тех людей, что свозят сюда мусор?

К сожалению, поиск какой-либо информации в интернете об этом месте потерпел практически полное фиаско. Когда после первого посещения аэропорта в 2012 году я начал гуглить информацию, то, насколько помню, на одном местном краеведческом сайте смог обнаружить кое-какие сведения. Даже на глаза попадала информация, что ранее аэропорт был открыт не здесь, а чуть поодаль, ближе к лесу. А в качестве здания аэровокзала использовалась бревенчатая изба. Было бы очень хорошо, если в комментариях под этим материалом читатели, обладающие достоверной информацией, рассказали, как оно было на самом деле.

Предположительное местоположение первого аэропорта.

Люди, которым потребовались дрова или строительный материал, добрались и до самого деревянного строения. Тут ещё можно поспорить, кто или что нанесло больший ущерб: время или человек?

Кстати, если приглядеться к снимкам, то можно увидеть, как подросли молодые берёзки за 8 лет.

Направляясь в гущу зарослей и протискиваясь между разросшимися ветками клёнов, заметил кем-то прибранные кресла, скорее всего, вывезенные сюда как на свалку. И люди нашли им применение! Притащили ящик и организовали чуть ли не рабочий кабинет. Увидя это, в голове промелькнула шуточная мысль: «Так вот как теперь выглядит рабочее место начальника уржумского аэропорта!». Шутки шутками, а ситуация на самом деле не весёлая.

Удивительно, но здание ещё стояло! Ещё по пути, отъезжая от дома, я было подумал, что придётся увидеть валяющуюся груду гнилушек. Но нет, очертания стен, окон, дверных проёмов и даже местами потолка ещё угадываются в общем хаосе.

А в 2012 году частично была «жива» ещё и крыша. И пол чердака выглядел ещё относительно бодро. Но какое-то непонятное чувство всё же не позволило ступить ногой на поросшую травой чердачную засыпку. Может, это и к счастью. В противном случае есть вероятность, что данную публикацию вы бы сейчас не читали.

Обнаружить главный вход мне помог остаток коридора, ведущий от дверей вглубь зданий. Удивительно, но и сейчас, спустя столь продолжительное время без крыши, под натиском ветра и осадков, он всё ещё различим среди всей этой разрухи.

Сейчас же было не то что опасно подниматься куда-то или заходить внутрь, было опасно просто стоять рядом со стенами. Из-за дуновения ветра опиленные с краёв брусковые стены уже угрожающе шатались, норовя рухнуть на землю.

Но ради съёмки кадра прогнившей лестницы, ведущей на второй этаж в комнату диспетчеров, я, ощупав конструкции вокруг себя, перешагнул через бывший порог и очутился внутри здания уржумского аэропорта. Промотав слайдер, вы можете увидеть, как эта лестница выглядела в недавнем прошлом.

Да, наверх уже не забраться. Да и незачем это делать… ведь небольшое квадратное помещение с двускатной крышей и большими окнами сложилось, будто карточный домик.

Оштукатуренные стены и большие окна диспетчерской аэропорта.

Изнутри помещения выглядят ужасно. По ним уже не скажешь об их предназначении и функционале, которые они несли в годы работы аэропорта. В прошлом в стенах ещё можно было увидеть какие-то окошки и по ним строить предположения. А теперь же здание изуродовано настолько, что даже непонятна его планировка.

Спрашивая у бабушки про этот аэропорт, она рассказала и о преимуществах перелётов перед поездками наземным транспортом.

Он был уютный. В сутки летал не один самолёт, а несколько. Чуть ли не через 2-3 часа. Обязательно улетишь. Если погода лётная, то всегда только самолётом. Потому что моста ещё не было через Вятку и всегда переплывали на пароме. Паром иногда на той стороне, а мы уже пришли. Соберётся народ, приходилось ждать. Не часами конечно, а некоторое время. Переезжали на противоположную сторону, где нас поджидал автобус и мы снова доезжали до Уржума. Но лучше всего было добираться самолётом.

К слову, этот мост в деревне Буйский перевоз был построен лишь в 1984 году. Сохранилась кинохроника с открытия этой переправы, где показан и тот самый паром, переправлявший пассажиров, желающих попасть в Киров или из областного центра на юг Кировской области.

Возвращаемся к нашему аэропорту. Половина его здания, смотрящая на взлётную полосу, уже рухнула. На очереди − всё остальное. По моим прогнозам, простоит оно не более 1-2 лет и окончательно ляжет на землю. И поможет этому не столько мокрый снег, сколько человек с пилой.

В прошлое моё посещение этого места внутри попадались некоторые предметы, рассказывающие о славном авиационном прошлом: схемы непонятного мне самолётного оборудования, почтовая документация и даже табличка от автобусной остановки! Очень жалею, что не додумался тогда забрать какие-нибудь антуражные предметы, которые сейчас, скорее всего, уже сгнили под развалинами.

А в округе валялись радиолампы от аппаратуры, коей был оборудован аэровокзал.

Сейчас же, кроме старой сломанной лопаты и разнообразного мусора , больше ничего не найти, что могло бы поведать историю уржумского аэропорта.

А в стенах бывшего аэровокзала от былого, наверняка богатого технического обеспечения на глаза попали лишь фрагменты электропроводки, заботливо проложенные при строительстве асбестом.

В продолжение об истории вспомнился мне прочитанный  на одном из местных форумов любителей истории рассказ. Поскольку доступ к его материалам ограничен, попробую сейчас по памяти воспроизвести этот момент из жизни аэропорта. Было это где-то в 1960-70-х годах и на взлётную полосу совершил аварийную посадку крупный самолёт, не предназначенный для таких аэропортов. Потом достаточно долгое время он стоял здесь и ремонтировался. Поначалу в памяти кружилась модель ЛИ-2, но потом вспомнил, что они также, наряду с «кукурузниками», использовались местными воздушными линиями.

Снова 1968 год. Помимо пассажиров, на снимке видно и почтовую корреспонденцию. Источник: aviaforum.ru

Вновь привожу фрагмент моего разговора с Ниной Шиляевой, где собеседница делится воспоминаниями:

− А пакеты в самолёте были?

− Да, пакеты были. Тошнило очень в этих самолётах. В больших когда летали − не тошнило.

− Прилетали в аэропорт, дальше как? Ходил автобус?

− Ходил автобус в город. Дальше от Уржума уже до Андреевского ехали.

− В аэропорту же всё было? И весы, где багаж взвешивали, и так далее?

− Всё было. И билеты продавали. На улице, около аэропорта женщины торговали яблоками, особенно осенью. Крыжовник у них очень крупный был. Как сейчас, помню.

− Рейсы объявляли?

− А как же! Громкая связь была. Всё, как было на автостанции. У нас же тоже на автостанции объявляли. А сейчас ничего нет.

− Люди собирались и шли пешком ко взлётной полосе?

− Да, самолёт-то рядом был, уже стоял.

Пора идти дальше. Выхожу из плотных зарослей, опутавших развалины и направляюсь к взлётно-посадочной полосе.

Дорога в сторону «взлётки»

По пути, можно разглядеть ещё один, как бы смешно это не звучало, утраченный элемент − туалет. Вандалы добрались и до него.

До асфальтовой взлётной полосы, протяженностью 540 метров, ведёт достаточно ровная и накатанная грунтовая дорога. Поэтому попасть туда на «пузотёрке» можно без труда.

Поделюсь же и современным видом со взлётной полосы на здание, рядом с которым мы с вами стояли несколько минут назад.

Ну и по пути, на въезде на небольшую площадку-предбанник, которая, скорее всего использовалась как стоянка для самолётов и площадка для их ремонта, установлена табличка, сообщающая о том, что объект до конца ещё не заброшен и используется санавиацией!

Об этом говорит и ветроуказатель в форме красно-белого конуса. Раньше его здесь не было!

А вот так выглядит поглощаемая природой та самая территория, о которой я рассказал выше. Через асфальт прорастает не только трава. но и кусты. Автомобилисты накатали через неё прямую дорогу. Когда-то меня и самого отец учил ездить на машине по ровному полотну взлётной полосы. Помню, как пробовал разгонять «Жигули» четвёртой модели, представляя, будто иду на взлёт.

Ещё тут проводились разнообразные мероприятия. Например, известный байк-рок-фестиваль «Взлётная полоса».

Дорожка, соединяющая «парковку» и взлётную полосу.

Сама ВПП, на мой взгляд, пребывает уже в достаточно печальном виде. Так же прорастает трава, появились выбоины. Вряд ли тут теперь можно посадить современный самолёт − он просто напросто сломает себе шасси.

А вот в соседней Республике Коми подобный объект спас целый борт с пассажирами! Сергей Сотников по собственной инициативе на протяжении 12 лет ухаживал за списанным аэропортом в посёлке Ижма. И 7 сентября 2010 года Ту-154 с отказавшим оборудованием, 72 пассажирами и 9 членами экипажа благополучно приземлился на коротенькой ВПП Ижемского аэропорта. В результате инцидента никто не пострадал. Эксперты, в свою очередь, даже назвали эту посадку чудом!

Вот и назревает вопрос. Стоило ли забрасывать и рушить всю эту некогда крупную и налаженную систему? Наверняка можно было бы найти какой-либо выход и не дать региональным воздушным линиям умереть. Пассажиры и сейчас бы с радостью летали из районов в областной центр и обратно, пусть даже заплатив за билет побольше, чем стоила поездка на автобусе, затратив на дорогу куда меньше драгоценного времени. И в наши непростые условия распространения коронавирусной инфекции малая авиация внесла бы весомый вклад в борьбу с ковидом, в кратчайшие сроки доставляя больных из районов в крупные города, где в больницах имеются аппараты ИВЛ. Но, увы, медикам приходится гонять по нескольку сотен километров «буханки» и старые «Газели».