Всем доброго времени суток! Пора бы пополнить рубрику с разными заброшенностями очередным покинутым и неиспользуемым объектом. На этот раз снова пишу о церкви.

Первая церковь в селе Козьмодемьянское появилась ещё в 18 веке. По указу Казанской духовной консистории от 1740 года здесь начато строительство деревянной церкви с приделом в честь Живоначальной Троицы. В октябре 1744 года протоирей Никита Иванов освятил главный престол церкви. По состоянию на 1810 год в ней было мало утвари, однако кроме большого колокола не имела нужд.

В 1818 году Владыка Преосвященный Амвросий выдал храмозданную грамоту на строительство в селе каменного храма в честь Троицы Живоначальной с приделом чудотворцев и бессребреников Косьмы и Дамиана.

Судя по информации, найденной в сети, по причине небольших доходов работы велись довольно вяло. Здание вместе с колокольней удалось выстроить к 1828 году, но из-за недоделанной внутренней отделки церковь в тот год ещё не освятили. Лишь только к 1825 году был доделан пол, но крыша всё равно оставалась деревянной.

Если верить Клировым ведомостям за 1872 год, в козьмодемьянской церкви работали священник и два дьячка. Приход состоял из 10 селений, расположенных в радиусе 15 вёрст. Прихожан насчитывалось 1253 женщины и 1017 мужчин. А в 1912 году приход уже состоял из 8 селений, расположенных на расстоянии от 2 до 5 вёрст от села.

Село Косьмодаміанское – Троицкая церковь, каменная, построена въ 1829 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 200 вер., оть уѣзднаго города въ 12 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 діак., 1 пс.; квартиры для причта казенныя; земли: усад. 2 д., пах. и сѣн. 34 д. 765 с., подъ церк. площ. 2 д. 520 с., сѣн. и пах. земля находятся въ пользованіи крестьянъ; братскій денежный доходъ: св. 213 р. 12 к., пс. 71р.4 к.; содержаніе отъ казны 539 р. на причтъ; прихожанъ: правосл. рус. 369 м. п., 419 ж. п., крещ. черем. 238 м. п., 250 ж. п., старооб. 355 м. п., 356 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 8 селеній, разст. 2 – 5 вер.

Село расположено на крутомъ берегу рѣки Вятки; на другомъ берегу рѣки сосновый и еловый лѣсъ, который тянется верстъ на 90 въ длину и верстъ на 50 въ ширину. Въ селѣ имѣется земская начальная школа. Прихожане занимаются главнымъ образомъ земледѣліемъ и отхожими промыслами. Мед. пунк. въ г. Уржумѣ; вол. правл. въ селѣ Турекѣ въ 60 вер.; пар. прист. въ 6 вер., ст. ж. д. въ 200 вер. Село стоитъ на проселочной дорогѣ, въ 4 вер. отъ тракта.

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912

Среди особых достопримечательностей в дореволюционных печатных источниках отмечаются: 3 напрестольных креста, 2 сосуда, ковчег,  дароносица, кадило, ковшик, 3 иконы в ризах – из серебра; 2 Евангелия с серебряными окладами.

Мне попадалась на глаза информация, что в лихие годы гражданской войны белогвардейцы с реки Вятки обстреляли колокольню церкви, где располагалась пулемётная точка.

Снимок приблизительно 40-летней давности

В марте 1922 года прошло изъятие церковных ценностей, а в 1930 году Президиум Нолинского Окрисполкома постановил закрыть храм в селе Козьмодемьянском, а президиум Уржумского райисполкома решил поменять место хранения ценной утвари. После закрытия храма её внутренние помещения разгромили, кресты спилили и повредили купол. Даже были попытки подрыва каменного здания.

Местные мальчишки демонстрируют свою смелость

Впоследствии здесь располагался сельский совет, местный клуб, а также магазин и библиотека.

В наши дни церковь полностью заброшена и продувается всеми ветрами. Крыши давно нет, на окнах сохранились старинные кованые решётки. Зашёл внутрь, а там тишина. Лишь временами слышно посвистывание ветра, да хлопание крыльев птиц, устроивших тут гнёзда.

Штукатурка со стен слазит, оголяя крепкий красный кирпич и старинный раствор. А ведь наши предки умели строить на века. Благодаря самодельным стройматериалам церковь на протяжении многих десятилетий стойко выдерживает испытания погодой и осадками. Но всё же они берут своё и храм разрушается.

Посмотрев вверх, ощущается объём и величественность сооружения. Кажется, что внутри оно больше, чем снаружи.

К сожалению, все росписи пришли в плачевное состояние и порой по еле видимым очертаниям невозможно угадать сюжет.

Рано или поздно из-за влажности и чьих-то шаловливых рук опадут последние росписи, которые в 19 веке выводил неизвестный художник, заботливо и кропотливо делая свою работу.

Но удалось мне найти самый чёткий рисунок. Совсем скоро мы потеряем этот замечательный памятник истории и свидетельство прошлого нашей малой Родины.

Какие-то нехорошие люди, видать, в надежде найти золото или церковный клад, изрыли пол глубокими ямами. На мой взгляд, это кощунство и осквернение этого места. Хотя бы ямы за собой зарыли!

Заглянул на лестницу, ведущую на колокольню и увидел, что она серьёзно повреждена. Увы, уже туда не забраться. Наверняка с её высоты открывался прекрасный вид на село, состоящее из двух частей и на в прошлом судоходную Вятку.

Вышел на улицу и вновь очутился в привычной реальности. Поют птицы, шумят деревья, где-то вдалеке тарахтит мотор. И нет сквозняка, который гуляет среди голых стен покинутого храма.

Практически в каждом селе района стоят заброшенные памятники прошлого, до которых никому нет дела. К сожалению, государство не делает никаких попыток к восстановлению таких объектов, рассказывающих о истории нашей страны. Но, зато, археологи и люди, ответственные за сохранность таких мест, ведут бессмысленную войну с кладоискателями, приравнивая порядочных поисковиков к мародёрам.

За старые фото спасибо группе Деревни Уржумского района (уезда).