Всех приветствую! Поздравляю с наступившим 2020 годом и желаю всем читателям своего небольшого блога здоровья, успехов и конечно же удачи! А я пока начну первую в новом году статью.

Следующим намеченным населённым пунктом, являющимся районным центром Кировской области, о котором я хотел рассказать читателям газеты и сайта, стал посёлок городского типа Лебяжье. В путь выдвинулся 2 января. Съехав с трассы Киров — Вятские Поляны, попал на ледяную дорогу, на которой машины накатали 3 колеи. Недавно были снегопады, да и движение на Лебяжье и Советск не такое интенсивное. Проезжая старые заброшенные деревни вдоль дороги, невольно вспоминались прошедшие копы, а также монетки, пуговки и прочие интересности, найденные в те далёкие выезды на этих местах. Всё же район уже другой и искать с металлоискателем на его территории так часто не получалось.

Поля и леса, сменяя друг друга, мелькали по обеим сторонам шоссе и вот автомобиль проехал указатель на Елизарово. Помнится, в эту деревню мы раньше ездили на пруд ловить карпов. На одной из таких рыбалок на мою закидушку клюнул карп, которого я не мог даже притянуть к берегу, так как он был очень большой и активно сопротивлялся. А мне тогда было всего лет 10-12. Приятные воспоминания…

Старенький домик на улицах посёлка

Пока в голове всплывали образы летнего туманного утра, водной глади деревенского пруда, криков петухов и звона комаров, я достиг пункта назначения и въехал в Лебяжье. Первым делом нужно посетить местный краеведческий музей. Меня там уже ждут.

Датой основания села Лебяжье считается 1605 год. Михаилом Сазановым  были найдены сведения, что в 1905 году церковь праздновала 300-летие. Эта дата оказалась приметной и её взяли как точку отсчёта истории населённого пункта. Конечно, первоначальной деревянной церкви не сохранилось, как не сохранилось и впоследствии выстроенного в 1772 году большого двухэтажного каменного храма. Сейчас от него остались лишь элементы фундамента и площадка, заросшая деревьями.

Николаевская въ селѣ Лебяжьѣ.

Построена въ 1772 г., каменная. Въ ней два престола: въ верхнемъ холодномъ храмѣ во имя Свят. Николая, въ нижнемъ тепломъ — во имя Св. Пророка Иліи.

При церкви три священника, діаконъ и четыре причетника. Одинъ изъ священниковъ имѣетъ казенную квартиру, у прочихъ свои дома. Духовенство пользуется 9 дес. сѣнокосной земли.

Приходъ простирается на 14 в. отъ церкви; въ немъ 89 селеній; прихожанъ 3975 м. п. и 4503 ж. Раскольниковъ- 6 м. п. и 10 ж. Прихожане всѣ Русскіе.

Село Лебяжье отъ г. Вятки въ 150 в. Ближайшія села: Красноярское въ 5 в. и Высокомеляндское въ 9 в.

Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24.

Помимо этого я в сети обнаружил информацию, что село возникло в 1550-х годах и именовалось Никольским дворцовым. В нём располагалась деревянная Никольская церковь. Даже в писцовых книгах за 1616 год имеется упоминание ветхой деревянной церкви. Могла ли за 10 с небольшим лет свежепостроенная церковь стать ветхой?  В переписных книгах 1646 года в селе Лебяжье с Никольской церковью отмечены 20 крестьянских дворов. В середине 19 века тут проживало 174 жителя в 20 дворах. К 1926 году население возросло до 433 человек. А хозяйств стало 140.

Также хочу привести отрывок из епархиальной книги, содержащей много интересной информации о жизни Вятской губернии за 1912 год. Есть тут чуть сведений и о Лебяжской земле.

Село Лебяжье – Николаевская церковь, каменная, построена въ 1772 г.; разстояніемъ отъ г. Вятки въ 150 вер., отъ уѣзднаго города въ 55 вер., отъ благоч. въ 50 в.; часовни деревянныя: Бусоргинская, Дубровская, Большешоринская, Малорѣдкинская, пос. въ 1874 г.; причта по штату положено: 2 свящ., 1 д., 2 псал.; квартиры для причта казенныя, земли: усад. 3 дес., пах. 90 д., сѣн. 9 д., пахотною землею пользуются крестьяне; братскій денежный доходъ: свящ. 676 руб. 32 к., діак. 450 р. 88 к., пс. 225 р. 44 к.; руги соб. на весь причтъ до 300 п. ржи и 350 п. овса; прихожанъ: правосл. рус. 3558 м. п., 3825 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 85 селеній, разст. ½ – 15 вер.

Село расположено на высокомъ правомъ берегу рѣки Вятки при впаденіи въ эту рѣку рѣчки Лебедки; противъ села за рѣкой Вяткой находится большой сосновый боръ. Начальныхъ школъ въ приходѣ восемь: одна церк.-прих. въ селѣ и семь земскихъ, изъ коихъ одна въ селѣ, а остальныя въ починкахъ Марамзинѣ въ 8 вер., Елизаровѣ въ 10 вер., Жорновѣ въ 15 вер., Михеевшинѣ въ 5 вер., Комаровѣ въ 7 в. и Жаворонкахъ въ 12 вер. Главное занятіе прихожанъ земледѣліе и отхожій промыселъ – плотничество. Больница съ завѣдующимъ врачемъ находится въ 35 вер. Въ селѣ же имѣются: фельдшерскіе пункты медицинскій и ветеринарный; вол. правл.; почтовое отдѣленіе; квартиры: земскаго начальника и станового пристава; при селѣ же и парох. прис. Ст. ж. д. въ 150 вер. Село стоитъ на проселочной дорогѣ.

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912.

Приятно находиться на тихой заснеженной улочке после шумного, грязного и солёного Кирова. Белый снег и свежий воздух… Где-то рядом скованная льдом река Вятка несёт свои воды вдоль разместившихся на её берегах лесов, полей и покинутых деревень, безмолвно наблюдающих за окрестностями с высоты старых тополей…

Направляюсь в краеведческий музей — место, где по крупицам собрана история Лебяжского края с древних времён и до наших дней. Его залы отражают те страницы-эпохи жизни нашей страны, которые удалось преодолеть и Лебяжью. Это всё находится в стенах небольшого уютного деревянного здания, построенного в 1930-х годах. По словам директора музея Галины Николаевны Холкиной, дом этот построен в 1930-х годах и ранее в его комнатах размещалась почтовое отделение и аптека.

Помимо постоянных экспозиций, которые, кстати, регулярно обновляются из запасников, на момент моего приезда в выставочном зале организовано несколько выставок: ежегодная экспозиция «Символ года». Воспитанники местных детских садов своими руками сделали разнообразные поделки в разной технике и из разного материала, посвящённые крысе — символу 2020 года. Выставка декоративно-прикладного творчество мастеров Лебяжского района. Каждый год в ней появляются новые имена и виды творчества. Помимо этого были выставлены поделки воспитанников дома детского творчества. А посетители, в свою очередь, оценивают работы своих земляков при помощи смайликов. Чьё произведение наберёт больше смайликов, то его автор получит ещё и специальный приз.

Понравился мне уголок, оформленный к международному дню чая, где можно статью частью экспозиции, присев за стол к самовару. Ведь такой интерактив, когда можно непосредственно взаимодействовать с выставкой — очень интересный ход, который разжигает у посетителей дополнительный интерес. А в центре зала установлена большая живая новогодняя ёлка, украшенная старыми советскими игрушками. Даже дома мы до сих пор сохраняем традицию и украшаем главный праздничный атрибут преимущественно советскими стеклянными игрушками.

Возвращаюсь к каменному храму. Старожилы вспоминали, что внутри церкви было очень красиво, а снаружи сооружение завораживало дух своими размерами. В 1935 году её закрыли. А позднее большевики взорвали величественный храм, сравняв его с землёй. Спустя некоторое время оставшиеся стройматериалы пустили в дело.

Из кирпича была сложена общественная баня, но, по разговорам, постепенно люди не стали туда ходить, потому что люди угорали. И стали говорить, что раз из церковного кирпича, то из-за этого. Баню потом разобрали на разные другие постройки, — рассказала подробности Галина Холкина.

Живой интерес во мне вызывают различные макеты торговых лавок эпохи Российской империи. Такой же небольшой макет с образцами товаров, одеждой владельца магазина, а также монетами и купюрами того времени был представлен и здесь. Каждый раз, когда я вижу в каком-либо музее похожую выставку, я задерживаюсь, чтобы подробнее рассмотреть её. Лебяжье не был купеческим местом, как тот же Нолинск, но всё же товары досюда доходили. Купцы привозили на ярмарки и торжки продукты, сладости, напитки, утюги, керосин, лампы, ткани и многое другое. Также на улицах села появлялись лавки и питейные заведения.

Время шло, отгремела революция. Становление советской власти на территории Лебяжья прошло, в целом, спокойно, так как  тут не проходили ни битвы, ни погромы. В 1929 году был образован Лебяжский район. Ранее село Лебяжье входило в состав Уржумского уезда. В музее я увидел экспонаты, отражающее развитие лебяжской земли как сельскохозяйственного района. Образовывались и укрупнялись колхозы, проходили соцсоревнования, кипела жизнь. Развивалось животноводство и растениеводство.А лошади были чуть ли не отдельной страницей в истории этого места. Об этом говорит даже макет животного в полную величину, стоящий посреди зала с запряжёнными санями.

Наверняка в фантазиях посетителей, а особенно детей, это умное животное оживает, негромко ржёт и смотрит своими крупными глазами, будто хочет нам рассказать о своей жизни. Но об этом всём рассказывают грамоты, кубки и медали. Лошадь — это помощница крестьянина.  Однако в посёлке когда-то были популярны конные бега. А это животное сопровождало человека и в поле, и на свадьбе.

Ещё один интерактив — это исправная и работающая старая техника: патефоны, радио, телевизоры. Местные жители передали эти предметы в фонд музея, которые теперь радуют гостей, развлекая их и будто бы перенося в те советские годы, когда со скрипом и шипением игла снимает с пластинки голоса советских артистов.

Деревни вымирают. Как рассказала заведующая музеем, в старые времена на территории Лебяжского района насчитывалось более 340 деревень. В настоящее же время их осталось не больше 65. Часто вспоминаю покинутой село Атары, до которого от районного центра, по сути, уже «рукой подать». Наглухо заросшие лесом поля, купол церкви и крест, возвышающиеся над деревьями и кем-то разрытые могилы… Очень хочется побывать в этом месте ещё раз.

Наверное, в каждом краеведческом музее есть зал, стилизованный под крестьянскую избу. И зачастую эти экспозиции содержат такие предметы, которые кладоискатели постоянно видят в заброшенных домах. Я сам помню, что в доме, построенным моим прадедом, до последнего дня в сенях на стене висела прялка. Судя по потертости которой, пользовались ей весьма продолжительное время. Так как основу населения составляли марийцы, то и старинные одежды, висящие на стене музея принадлежат к марийской культуре. Наверняка ещё и в советское время жители деревень пользовались старинными предметами быта, которые в повседневной жизни использовались 100 и даже 200 лет назад. Ведь, на мой взгляд, если бы о них забыли, то в комнатах пустых полуразрушенных домов мы бы не находили сундуки, садники, рубели и скалки. А серпом моя бабушка во всю орудует в огороде и в нашем 21 веке.

Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след не только на земле, испещрив её воронками от разорвавшихся снарядов и окопами и начинив почву металлом, а также отдавшими свои жизни за нашу жизнь бойцами, но и чем-то таким, что нельзя потрогать — памятью, которая живёт, наверное, в каждом из нас. Этой памяти посвящено отдельное помещение уютного деревянного поселкового музея. Фотографии погибших на фронтах жителей Лебяжского района, военная форма, каски и находки поисковиков, подлинные документы…

Тут же воссоздана солдатская землянка, где может посидеть и почувствовать себя участником боёв любой желающий. Брёвна, печка-буржуйка и шинель дополняют картину. Это позволяет снова же прикоснуться к истории, попасть в атмосферу давно ушедших дней и вызвать чувства сопереживания у посетителей и воззвать их к памяти, напомнить о тяжёлых днях ленинградской блокады, голодающем тыле, кормящем и одевающем фронт и солдатах, отдающих свои жизни за мирное небо.

В 2017 году поисковые отряды нашли в Смоленской области останки солдата и смертный медальон. Расшифровали его и там оказался уроженец Лебяжского района. Послали сюда запрос и нашли родственников бойца Уфимцева Виктора Андреевича. И родственники туда ездили. Было перезахоронение. И вот они останки своего дяди привезли сюда на родину и похоронили здесь, в Лебяжье. А вот то, что было рядом найдено, они нам сюда в музей отдали, с того места, — поведала интересную историю Галина Николаевна.

Ну и давайте же перейдём к тому, что всё же дало начало Лебяжью. А точнее о месте, где в первую очередь тут обосновались люди. Это Лебяжское городище  ананьинской культуры, обнаруженное в 1865 году. Неукрепленное поселение людей, живших в 8-3 веках до нашей эры. Находится оно на высоком берегу Вятки, откуда открывается потрясающий вид на водоём, на противоположный берег и на поля, раскинувшиеся за посёлком.

Вид на реку с высокого берега

Тут же стоит памятник погибшим людям в годы войны. Как мне рассказала руководитель музея, чуть ниже по течению находилась пристань и жителей района на войну увозили пароходы. А их родственники стояли здесь и долго махали уплывающим вдаль судам. К сожалению, после победы вернулись далеко не все…

На территории городища в 2005 году, к юбилею районного центра построили ротонду, шпиль которой венчают фигурки в виде летящих лебедей.

Также построена тут и Николаевская часовня. Примечательный факт в том, что в ней собраны кирпичи со всех уцелевших заброшенных храмов района.

В ходе поисков информации перед поездкой мне попались строки из старой дореволюционной исторической книги, где описано древнее поселение.

Первое изъ усмотренныхъ нами городищъ лежитъ близь самаго села Лебяжья, уржумскаго уезда, на правомъ, весьма крутомъ берегу, речки Лебедки, при впадении ея въ реку Вятку, на мысу образовавшемся соединениемъ этихъ рекъ. Городище это имеетъ замкнутую горжу, со стороны села Лебяжья и командуетъ окрестностью на огромное пространств. Следы вала и рва горжи едва отличимы и поросли можжевеловымъ кустарникомъ. Лебяжское городище доселе служитъ любимымъ гульбищемъ окрестныхъ деревень въ праздничные дни. Старики говорятъ, что въ прежнее время на его скатахъ находили вымытыя дождемъ различныя костяныя вещи, но, мы, при всехъ усилияхъ не могли отыскать ни одной изъ нихъ ни на поверхности самого городища, изрытаго во многихъ местахъ кладоискателями, ни у окрестныхъ жителей; также не могли добиться никакой легенды связанной съ этимъ урочищемъ, кроме предания, что здесь жила чудь белоглазая.

А в музее среди чучел животных и костей древних мамонтов, имеется реконструкция территории городища. Предположительно, до нашей эры Лебяжье выглядело примерно так.

Территория городища небольшая, так как со временем река подмывает берег и происходит обрушение. Вероятнее всего, в то время тут было намного больше земли, чем сейчас. Место это сейчас заросло деревьями, травой, а если смотреть на старые фотографии, то оно голое, покрыто известняком. Белое. А потом поселенцы-марийцы вязали это с лебяжьим оперением. Вероятно, этим лебеди и стали причастны к названию населённого пункта.

Есть и ещё одна легенда о возникновении названия села, о которой я узнал от директора местного музея.

Название Лебяжье связано с красивой легендой. Поверья гласят, что раньше Вятка тут не протекала, а было большое чёрное озеро. И когда лебеди летели на юг, они остановились на этом озере отдохнуть, набраться сил и когда на следующее утро они улетели, осталось много пера. Чьё перо? Лебяжье! — пересказала Холкина Галина.

Порадовало то, что территория городища не заброшена, а обустроена и имеет культурный и приятный вид. Даже после недавнего снегопада тут расчистили дорожки, чтобы жители и гости посёлка могли беспрепятственно прогуливаться и наслаждаться завораживающими видами с высоты обрывистого берега.

Совсем забыл рассказать, что церковь в Лебяжье есть. Посёлок не остался без духовного центра. Его функцию теперь выполняет Храм Николая Чудотворца.

На этом позволю себе закончить статью и выразить огромную благодарность директору краеведческого музея Холкиной Галине Николаевне  за экскурсию и интересный рассказ о Лебяжской земле Вятского края. Очень интересно в подробностях познавать уголки своей Родины, а также делиться впечатлениями с вами, дорогими читателями.

До встречи!